Вопрос:Мониторинг о воздействии Северного карьера Элеваторного месторождения
на подземные питьевые воды и санитарно-защитную зону
посёлка Пригородный Житикаринского района Костанайской области.
Для регистрации и представления на общественных слушаниях
по материалам отчёта ОВОС и официальным данным государственных органов.
Дата подготовки: октябрь 2025 года
Место составления: г. Житикара — с. Пригородный, Костанайская область.
Основание:
– Отчёт по ОВОС проекта «План горных работ отработки золоторудного месторождения Элеваторное» (ТОО «Комаровское горное предприятие».
– Официальные материалы АО «Национальная геологическая служба»;
– Ответ Министерства водных ресурсов и ирригации РК № ЖТ-2025-02756805 от 05.09.2025 г.;
– Землеустроительные и кадастровые материалы;
– Санитарные правила № ҚР ДСМ-2 от 11.01.2022 г.;
– Водный кодекс РК и Экологический кодекс РК.
Цель мониторинга:
Обеспечить достоверную оценку влияния проекта Северного карьера
на подземные питьевые воды, санитарно-защитную зону
и безопасность населения п. Пригородный.
ГРУППА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ «ЖИТИКАРА-ХАЛКЫ» г.ЖИТИКАРА И ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА П. ПРИГОРОДНЫЙ.
ПРОВЕЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ПО ПОВОДУ воздействии Северного карьера Элеваторного месторождения на подземные питьевые воды и санитарно-защитную зону посёлка Пригородный Житикаринского района Костанайской области.
НА ОСНОВАНИИ СТАТЕЙ Закона Республики Казахстан от 2 октября 2023 года № 30-VIII ЗРК об общественном контроле.
Настоящий Закон определяет цель, задачи и принципы общественного контроля, а также регулирует общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в Республике Казахстан.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в порядке и формах, которые установлены настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, направленная на анализ и оценку актов и решений объектов общественного контроля на соответствие общественным интересам;
Статья 12. Общественный мониторинг
1. Общественный мониторинг представляет собой наблюдение за ходом деятельности объектов общественного контроля, затрагивающей права и законные интересы неограниченного круга лиц.
2. Субъекты общественного контроля осуществляют общественный мониторинг путем сбора, обобщения и анализа информации, касающейся актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
Глава 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Статья 7. Права и обязанности субъектов общественного контроля
Субъекты общественного контроля имеют право:
П. 5) направлять информацию о причинах и условиях, способствующих нарушениям, выявленным в ходе осуществления общественного контроля, в соответствующие уполномоченные органы.
Сообщаем что по поручению и инициативе жителейг.Житикара п.Пригородный п. Глебовка и п. Станционный. П. Ырсай. группой общественного контроля «Житикара халқы» и инициативной группой п.Пригородный был проведён общественный мониторинг о воздействии Северного карьера Элеваторного месторождения на подземные питьевые воды и санитарно-защитную зону посёлка Пригородный Житикаринского района Костанайской области .
Жители трёх населённых пунктов единогласно делегировали группе общественного контроля «Житикара халқы» и инициативной группе п. Пригородный право проводить мониторинг и зафиксировать несогласие жителей с разроботкой карьера. Данное поручение подтверждено протоколом от 24 октября. 2025 года, составленным по итогам подсчёта голосов в количестве 4000тысячи собранных на подписных листах к колективному обращению жителей г.Житикара п.Пригородный п.Глебовка и п.Станционный. п.Ырсай. о недопустимости реализации проекта карьера «Элеваторный» без соблюдения экологических норм и учета мнения жителей.
ОБРАЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ.
Мы — простые люди. Мы живем на этой земле, дышим этим воздухом, пьем эту воду. Мы не просим роскоши, мы просим одного — дайте нам жить.
Сегодня нам говорят: это ради экономики, ради инвестиций, ради прогресса. А мы спрашиваем — ради кого этот прогресс, если он уничтожает нас? Что будет с нашими детьми, когда из крана потечет грязная вода? Кто вернет нам здоровье, когда воздух станет пыльным, а земля мертвой? Кто ответит, когда треснут стены наших домов и исчезнут колодцы?
Мы не против развития. Мы не против работы. Но если ради золота и прибыли должны страдать тысячи людей — тогда переселяйте нас. Переселяйте вместе с нашими детьми, стариками, садами и могилами предков. Потому что невозможно жить рядом с карьером.Нам придется покинуть свои дома!
Мы собрали подписи. За каждой подписью стоит живой человек, его дом, его семья, его надежда. Мы не статистика и не цифры в отчете. Мы — люди. Мы живем здесь.
Мы требуем остановить проект карьера «Элеваторный», провести независимую экологическую экспертизу, пересмотреть границы санитарной зоны и допустить жителей к участию в принятии решений. А если все-таки решите копать — переселяйте нас с этой земли.
Не называйте это развитием, когда речь идет о выживании людей. Не прикрывайтесь словом «инвестиции», когда на кону — здоровье наших детей.
Посмотрите нам в глаза.Мы просто хотим жить без страха, без пыли и без отравленной воды. Мы хотим, чтобы наши дети могли выйти во двор, чтобы ветер пах полем, а не пылью от карьера.. Чтобы птицы возвращались весной, а не улетали навсегда.
Мы говорим вам: услышьте нас, пока не поздно. Если экономика важнее людей — тогда скажите это честно. Но помните: без людей нет страны, без воды нет жизни, без совести нет будущего.
Мы, жители Житикара, Пригородного, Глебовки, Станционного и Ырсая, не молчим. Мы говорим. Это наш крик души. Наш зов. Наш последний шанс защитить свой дом, свою землю и свое будущее!
В настоящий момент мы вынуждены обратиться к Вам в связи с угрозой уничтожения уникального природного подземного запасника чистой питьевой воды в нашем регионе.
В пригороде Житикары расположено природное подземное хранилище пресной воды, обеспечивающее жизненно важный ресурс для жителей города и близлежащих посёлков. Его существование поставлено под угрозу в результате деятельности Комаровского месторождения, занимающегося добычей золота.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подчёркивал:
«Водные ресурсы являются частью национальной безопасности Казахстана и неизменно находятся в центре внимания государства» (NUR.KZ).
Более того, в своём Послании Глава государства акцентировал внимание на бережном использовании воды, создании Министерства водных ресурсов и ирригации, принятии нового Водного кодекса и запуске масштабных инфраструктурных проектов в сфере водоснабжения. Мы убеждены, что деятельность недропользователей, ставящая под угрозу эти стратегические задачи, является прямым нарушением государственной политики.
Несмотря на многочисленные обещания, на сегодняшний день до сих пор не проведены документально и не оформлены границы села. Как говорится - нет границ, нет фактов подтверждающих, что рядом будут проводиться работы, так как, во всех планах и документах по будущим разработкам месторождений, а конкретно карьера «Элеваторный» не указаны населенные пункты «Пригородный + Станционный», как будто их не существует. Что на наш взгляд означает, что если их нет в документации, значит ничего не препятствует разработке карьера .А по факту, если карьер «Элеваторный» начнет свою работу, то работы будут проводиться практически в 35 метрах от поселка Пригородный.
А доказательством тому, что это так и будет, служит проведенная подготовка, а именно: перенесен участок железной дороги, ликвидирована скважины.
В связи с этим, в рамках проводимых в стране политических реформ по построению «слышащего государства», мы считаем свои долгом поставить в известность областные власти, что нами готовится Обращение к Высшему Руководству страны, политическим партиям и общественным организациям с приложением пакета доказательств. В защиту подземного, возобновляемого подземного источника питьевой воды, которая может служить не одному поколению людей, которые связывают свою судьбу с житикаринским краем.
Мы, жители города и района, настаиваем на экологической безопасности, прозрачности в работе недропользователей, а также на том, чтобы использование природных и финансовых ресурсов приносило реальную пользу обществу.
Влияние Северного карьера Элеваторного месторождения на подземные воды и питьевой водоносный горизонт с. Пригородный и Забеловского участка.
На основании анализа материалов ОВОС, данных АО «Национальная геологическая служба», проекта постутилизации эксплуатационных скважин №1 и №2, а также официального ответа Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан №ЖТ-2025-02756805 от 5 сентября 2025 года, установлены существенные обстоятельства, влияющие на состояние и безопасность подземных питьевых вод Житикаринского района.
В гидрогеологическом отношении район Элеваторного месторождения характеризуется развитием двух основных водоносных горизонтов — поверхностного четвертичного аллювиального и глубинного рифей-палеозойского трещиноватого комплекса. Аллювиальный горизонт, распространённый в поймах рек Желкуар, Шортанды и Тобол, залегает на глубине до 3 метров и содержит сильно минерализованные хлоридно-натриевые воды, непригодные для питьевых целей. Основной источник пресных вод для населения — именно рифей-палеозойский водоносный комплекс, представленный трещиноватыми сланцами, гнейсами, гранитами и породами коры выветривания. Этот горизонт имеет мощность до 50 метров, обладает напорным режимом и связан с поверхностным стоком через систему естественной разгрузки в долинах рек Шортанды и Желкуар.
Скважины №1 и №2, ликвидированные в северной части с. Пригородный, вскрывали именно данный рифей-палеозойский комплекс на глубинах 71–73 м. Эти скважины эксплуатировались с 1974 года для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка и станции Житикара, что подтверждено материалами Комитета геологии и Министерства водных ресурсов. Качество подземных вод по данным химического анализа соответствовало санитарным требованиям для питьевого водоснабжения (гидрокарбонатно-натриевый состав, минерализация около 700 мг/л). Таким образом, данный горизонт относится к категории подземных питьевых вод, подпадающих под действие статей 92 и 224 Водного и Экологического кодексов Республики Казахстан.
Северный карьер Элеваторного месторождения расположен на расстоянии около 950м- 1,1 километра от жилой зоны и менее чем в 200 метрах от контура Забеловского участка подземных вод, утверждённого АО «Национальная геологическая служба». При этом карьер проектируется в пределах той же гидрогеологической структуры — в зоне трещиноватых пород рифей-палеозойского комплекса, на том же уровне залегания водоносного горизонта. Это означает, что при его разработке произойдёт вскрытие и осушение части водоносного пласта, формирующего питьевые ресурсы региона.
В ОВОС содержится утверждение о «низкой водообильности» пород и отсутствии крупных резервуаров подземных вод. Однако такие выводы противоречат официальным данным государственного фонда недр и результатам переоценки запасов Забеловского участка, где подтверждено наличие промышленно значимых эксплуатационных запасов пресных подземных вод. В действительности, водообильность пород здесь изменчива и локально повышается в зонах тектонических разломов и трещиноватости, где удельные дебиты скважин достигают 6–11 дм³/с, что делает систему уязвимой к гидродинамическому вмешательству.
Разработка Северного карьера неизбежно приведёт к образованию депрессионной воронки осушения. С учётом структуры пород, радиус влияния воронки может достигать 2–3 километров. Это приведёт к постепенному снижению уровней подземных вод в северной части села Пригородный, к изменению направления потока и возможному перехвату подземного стока, питающего реку Шортанды. Поскольку питание рифей-палеозойского комплекса осуществляется в основном за счёт инфильтрации атмосферных осадков, восполнение запасов в условиях континентального климата и слабой проницаемости пород крайне ограничено. Любое искусственное осушение или дренаж, связанный с эксплуатацией карьера, вызовет долговременное истощение водоносного горизонта и снижение дебитов источников .
Кроме того, при отработке карьера и размещении вскрышных пород повышается риск загрязнения подземных вод тяжёлыми металлами, продуктами окисления сульфидных минералов и фильтрационными стоками с отвалов. В случае вскрытия трещиноватых зон или разломов эти загрязнения могут быстро мигрировать по трещинной системе в сторону жилой зоны, распространяясь в пределах Забеловского контура.
Таким образом, утверждение в ОВОС о том, что «подземные воды не окажут значительного влияния на проектируемую деятельность», не имеет научного и технического обоснования и противоречит фактическим данным гидрогеологического строения района. Напротив, существует прямая гидродинамическая связь между районом Северного карьера, зоной распространения подземных вод Забеловского участка и бывшими эксплуатационными скважинами №1 и №2, ликвидированными в 2025 году.
Согласно пункту 5 статьи 92 Водного кодекса Республики Казахстан, в пределах контуров месторождений и участков подземных вод, используемых или потенциально пригодных для питьевого водоснабжения, запрещается проведение операций по недропользованию, а также размещение любых объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод. Пункт 7 статьи 224 Экологического кодекса устанавливает аналогичный запрет на размещение объектов, способных привести к истощению или загрязнению подземных источников.
Разработка данного карьера без предварительной гидрогеологической экспертизы и без согласования с уполномоченным органом по изучению и использованию недр создаёт риск необратимого истощения подземных вод, ухудшения качества питьевых ресурсов и возможного нарушения водоснабжения близлежащих населённых пунктов.
• В отчёте ОВОС указано, что расстояние от месторождения до реки река Шортанды составляет 3,6 км, а водоохранная зона + полоса этой реки составляет 500 м + 35 м.
• То есть по формуле: если месторождение находится за пределами данной зоны (≈ 535 м), то 3,6 км > 0,535 км — значит на первый взгляд он действительно находится вне границы водоохранной зоны по данным ОВОС.
Официальный нормативный акт: Постановление Акимата Костанайской области № 344 от 3 августа 2022 г., в котором установлены ширина водоохранных зон и полос для ряда водных объектов региона.
Нормативный акт устанавливает ширину (например, 500 м + 35 м) для объекта, но не содержит публично доступного файла с геопривязкой (координатами или цифровыми границами) водоохранной зоны.
ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ГРАНИЦЕ ВОДООХРАННОЙ ЗОНЫ:
• Нет независимой карты, доступной публично, где видно: граница водоохранной зоны реки Шортанды (500 м + 35 м) и контур месторождения с координатами и удалением 3,6 км, что позволило бы визуально свериться.
• Нет подтверждения того, что расчёт расстояния 3,6 км измерен до максимально близкой точки границы водоохранной зоны, а не до центральной линии реки или до другого ориентирующего объекта.
• Нет указания, что водоохранная зона точно равна 500 м + 35 м по всей протяжённости реки в этом районе — возможно, местные корректировки могут быть другими (например, постановления местных органов изменяют ширину).
• Неясно, связано ли направление (например, северо-восток, юго-западили по поверхности рельефа (извилистость реки может влиять)
• Нет публично доступной карты с точным контуром месторождения Элеваторное и наложением водоохранной зоны реки Шортанды (500 м+35 м) с опорой на геоданные, которую можно было бы использовать для точной проверки.
• Нет подтверждения, что измерение 3,6 км было сделано до границы водоохранной зоны, а не до речной оси или до другой ориентирующей линии.
• Нет точных открытых GIS-слоёв или публичных кадастровых карт, где бы была нанесена именно граница водоохранной зоны 500 м+35 м вокруг реки Шортанды и контур месторождения Элеваторное с точным измерением расстояний.
• Не удалось проверить, измерено ли расстояние «3,6 км» именно от границы водоохранной зоны или от русла/берега реки.
• Не удалось найти в открытом доступе специально выделенного слоя SHP/KML, который бы содержал границы водоохранной зоны именно для реки Шортанды или точной прибрежной полосы, с возможностью прямого наложения на контур месторождения.
Ситуационная карта указана в ОВОС — это вспомогательная графическая схема, отражающая расположение объекта относительно ближайших ориентиров (дорог, рек, населённых пунктов).
Она всегда прилагается к проектной или экологической документации (например, ОВОС, ПД, рабочим проектам), но имеет исключительно информативный характер.
• Она не имеет утверждённых координат, не содержит подписи и печати уполномоченных органов;
• Отражает общее представление разработчика (например, проектировщика или геолога) о местоположении объекта;
• Часто составляется по спутниковым изображениям Google или Bing, без юридической точности;
• Не имеет правового статуса нормативного документа или геодезической основы.
Карта-схема, представленная в отчёте ОВОС, носит информационно-пояснительный характер и не является документом, устанавливающим юридические границы водоохранной зоны.
Для подтверждения расположения объекта вне границ водоохранной зоны требуются официальные координаты, утверждённые постановлением акимата и закреплённые в Государственном земельном кадастре..
• Согласно статье 92 Водного кодекса РК,
где определено, что сведения о таких зонах подлежат внесению в Государственный земельный кадастр;
• пункту 22 Правил установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос, утверждённых постановлением Правительства РК № 289 от 23.03.2021 г.,
точные границы зон фиксируются в координатах и на официальных кадастровых картах (ГИС ГЗК, топопланы 1:25 000 и крупнее.
Чтобы точно проверить соответствие- «сходится ли с координатами и картами:
• Получить кадастровый слой водоохранных зон и прибрежных полос Костанайской области (в цифровом формате, например SHP или KML).
• Получить координаты контура месторождения Элеваторное (или хотя бы его центральной точки) в географической системе (WGS-84 или местной)..
• Проверить соответствует ли значение «3,6 км» заявленным данным и что оно превышает 500 м+35 м, то есть находится вне зоны, как указано.
• Кадастровая карта (ГЗК) — со слоями «Водоохранная зона»;
• Акт согласования или паспорт водоохранной зоны, заверенный акиматом и уполномоченными органами (водный комитет, экологии.
• Геопортал Комитета по управлению земельными ресурсами РК;
• Данные Комитета по водным ресурсам МВРИ РК.
•
• Кадастровая (геодезическая) карта с нанесёнными координатами зон, заверенная уполномоченным органом.
•
• Точные границы зон фиксируются в координатах и на официальных кадастровых картах (ГИС ГЗК, топопланы 1:25 000 и крупнее.
•
• Получить геопривязанный план месторождения (контур карьера, отвалы) и геопривязанный план водоохранной зоны реки Шортанды с точным радиусом/буфером 500 м + 35 м, желательно в системе GIS.
• .
• Проверить наличие топографического картографирования, показывающего контур границы водоохранной зоны и наличие месторождения за или внутри неё.
• При необходимости — заказать геодезическую проверку или независимое ГИС-измерение.
Скважины.
Рифей-палеозойский водоносный комплекс, вскрытый скважинами №1 и №2 и используемый Забеловским участком, представляет собой единый гидрогеологический пласт, подпитывающий реку Шортанды и обеспечивающий питьевые ресурсы Житикаринского района. Северный карьер Элеваторного месторождения расположен в пределах прямого гидродинамического влияния этого пласта и при разработке создаст депрессию, способную вызвать снижение уровня подземных вод, загрязнение и деградацию водоносной системы. Таким образом, строительство и эксплуатация карьера в предложенном месте несут прямую угрозу подземным пресным водам и противоречат действующему законодательству Республики Казахстан.
Гидрогеологическая структура территории характеризуется наличием двух водоносных горизонтов: поверхностного аллювиального и глубинного рифей-палеозойского комплекса. Первый, распространённый в пределах пойм рек Шортанды, Желкуар и Тобол, содержит солоноватые и солёные воды с минерализацией от 2,5 до 36,9 г/л и не пригоден для питьевого водоснабжения. Основным источником пресных подземных вод региона является именно рифей-палеозойский водоносный комплекс, представленный трещиноватыми сланцами, песчаниками и породами коры выветривания, имеющими обводнённую мощность до 50 метров.
Подземные воды этого комплекса залегают на глубинах 20–70 м и обладают напорным режимом, формируя естественное питание рек и родников, в том числе р. Шортанды. Данный горизонт является единым гидрогеологическим телом, обеспечивающим водоснабжение населённых пунктов Пригородный и Станционный на протяжении десятилетий. Скважины №1 и №2, ликвидированные в 2025 году, вскрывали именно этот водоносный пласт. Глубина скважин составляла 71–73 м, дебит — до 50 м³/сутки, качество воды соответствовало санитарным требованиям (гидрокарбонатно-хлоридный натриевый состав, минерализация около 700 мг/л.
После оптимизации коммунального хозяйства в 2025 году населённые пункты были подключены к централизованной системе водоснабжения г. Житикара, в связи с чем скважины №1 и №2 были официально ликвидированы. Однако факт прекращения их эксплуатации не означает прекращения существования и функционирования самого водоносного горизонта, который продолжает оставаться частью подземного гидрологического баланса района.
В проекте ликвидации ТОО «СпецPSY» предусмотрено тампонирование стволов скважин бетонным раствором марки В7,5 с заливкой через бурильные трубы до полного заполнения обсадной колонны. Целью данной процедуры является предотвращение вертикального проникновения загрязняющих веществ через сам ствол скважины. Однако бетонирование не обеспечивает защиту от изменения естественного режима подземных вод и не способно предотвратить истощение водоносного горизонта в случае масштабных горных работ и дренажа.
Герметизация стволов скважин исключает лишь локальные источники инфильтрации, но не устраняет риски депрессии или перехвата гидравлических потоков, связанных с эксплуатацией карьера. Водоносный пласт продолжает существовать в естественном состоянии и остаётся гидродинамически связанным с Забеловским участком подземных вод, который используется для питьевых целей и признан объектом охраны согласно Водному кодексу Республики Казахстан.
Северный карьер Элеваторного месторождения проектируется на расстоянии менее 200 метров от контура питьевых вод Забеловского участка и в пределах рифей-палеозойского трещиноватого комплекса, на том же горизонте залегания, что и ликвидированные скважины. Это означает, что при вскрытии карьера произойдёт воздействие на тот же водоносный пласт, включая образование депрессионной воронки осушения, радиус которой может превышать 2 километра. Вследствие этого уровень подземных вод начнёт понижаться, а поток будет направлен в сторону карьера, что приведёт к истощению запасов пресных вод в пределах с. Пригородный и Забеловского участка.
Кроме гидродинамического воздействия, существует и риск химического загрязнения: при хранении вскрышных пород, содержащих сульфиды, возможно образование кислотного дренажа и миграция тяжёлых металлов по системе трещиноватых пород. Такие загрязнения способны распространяться в пределах водоносного горизонта и проникать в зону бывших скважин, что приведёт к ухудшению качества подземных вод.
Бетонирование ликвидированных скважин не обеспечивает защиту самого водоносного горизонта, а лишь исключает поступление загрязнений через стволы. Подземные воды продолжают существовать как природный ресурс, входящий в единый гидрогеологический баланс региона. Их истощение или загрязнение в результате горных работ может привести к нарушению водного режима всей территории, включая долину реки Шортанды и населённые пункты Пригородный и Станционный.
Разработка Северного карьера на Элеваторном месторождении в существующих границах представляет собой экологически и гидрогеологически опасный проект, затрагивающий зону распространения подземных питьевых вод. Ликвидация и бетонирование скважин №1 и №2 не устранили существование водоносного пласта, который продолжает оставаться уязвимым к депрессионному и химическому воздействию. Несмотря на переход населённых пунктов на централизованное водоснабжение, подземные воды по-прежнему остаются стратегическим природным резервом, подлежащим защите и охране в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
1. Акт постутилизации (ликвидации) — подтверждает, что скважины физически зацементированы и демонтированы в 2025 г.
2. Письмо Министерства водных ресурсов (№ ЖТ-2025-02756805 от 05.09.2025) — указывает:
o разрешение на водопользование ТОО «Теміржолсу-Қостанай» прекращено;
o водоснабжение передано ГКП «Житикаракоммунэнерго»;
o ликвидация выполнена по ст. 92 Водного кодекса РК (обязательная консервация или ликвидация неэксплуатируемых скважин).
3. Ответ Комитета геологии МПС РК — подтверждает, что скважины вскрывали только трещиноватые сланцы (73 и 71 м глубиной), вода гидрокарбонатно-натриевая, питьевого качества (~700 мг/дм³).
4. Выездная проверка Министерства (июль 2025) — установлено: скважины входят в баланс питьевого месторождения и подлежат охране по ст. 92 и 94 Водного кодекса.
№ Положение Норма законодательства Анализ и вывод
1 Ликвидация скважин произведена решением районного акимата и заказчиком-ГУ ст. 92 Водного кодекса РК Формально соответствует норме — ликвидация допускается, если использование прекращено.
2 Скважины входили в контур Забеловского месторождения питьевых вод п. 5 ст. 92 Водного кодекса РК В пределах питьевых месторождений запрещены работы по недропользованию и захоронения; ликвидация разрешена только по акту спецоргана. Необходимо уточнение, было ли официальное согласование с Комитетом по водным ресурсам.
3 Основание ликвидации — переход на централизованное водоснабжение п. 4 ст. 92 Водного кодекса РК Законно при наличии нового источника, но следует проверить санитарные и гидрогеологические риски (в ОВОС отмечено нахождение в 3-й зоне санохраны).
4 Риски загрязнения или истощения водных ресурсов при добыче на Элеваторном месторождении ст. 224–225 Экологического кодекса РК Департамент экологии справедливо указал на необходимость рассмотреть альтернативу добычи и оценить влияние депрессионной воронки на остаточные подземные воды (ОВОС содержит расчёт, но без гидрогеологического заключени
1. Однако, с учётом того, что скважины входили в питьевой водоносный комплекс (Забеловский участок), ликвидация должна была быть согласована с уполномоченным органом по изучению и использованию недр (ст. 58–59 Водного кодекса РК).
2. В документах ОВОС указано расстояние 152 м до границы месторождения питьевых вод — это нарушает требования п. 7 ст. 224 Экологического кодекса (на водосборных площадях питьевых вод запрещено размещение объектов с риском загрязнения).
3. Требуется независимая проверка депрессионного влияния Северного карьера на остаточные водоносные горизонты и подтверждение безопасности питьевого резерва.
4. Ликвидация скважин №1, 2 не устранила риск деградации водоносного горизонта, а наоборот, лишила систему контроля.
Ст. 209 Экологического кодекса Обязанность по обеспечению мониторинга состояния подземных вод После ликвидации скважин контроль фактически утрачен
Ст. 94 Водного кодекса Устанавливает обязательные зоны санитарной охраны источников Территория ликвидированных скважин — 2 пояс санитарной охраны, должна быть под запретом промышленной деятельности.
Географическое положение объектов.
Северный карьер месторождения «Элеваторное»
1)52 ˚13´ 37.340 с. ш., 61 ˚18´ 36.128 в. д. 2)52 ˚13´ 35.237 с. ш., 61 ˚19´ 01.134 в. д. 3) 52
˚13´ 37.057 с. ш., 61 ˚19´ 07.620 в. д. 4) 52 ˚13´ 46.215 с. ш., 61 ˚19´ 14.012 в. д. 5)52 ˚13´
54.934 с. ш.,61 ˚19´ 12.729 в. д. 6)52 ˚13´57.882 с. ш., 61 ˚19´ 04.535 в. д. 7) 52 ˚13´59.419 с.
ш., 61 ˚18´ 55.659 в. д. 8) 52 ˚13´54.719 с. ш.,61 ˚18´ 38.022 в. д. 9) 52 ˚13´46.827 с. ш.,61
˚18´32.656в.д.;
Координаты (9 точек) по проекту:
• Диапазон широты: 52°13′35″ – 52°13′59″ с. ш.
• Диапазон долготы: 61°18′32″ – 61°19′14″ в. д.
Расположение: южнее посёлка Пригородный, в юго-восточной части Житикаринского района, в непосредственной близости от действующего Комаровского рудного поля (на границе промплощадки).
Карьер вытянут с запада на восток примерно на 1 км и по координатам полностью находится в пределах 52°13′ широты, что соответствует южной окраине Пригородного.
Контур питьевых вод Забеловского участка (АО «НГС», 2025 г.)
• Диапазон широты: 52°13′14″ – 52°14′41″ с. ш.
• Диапазон долготы: 61°16′25″ – 61°20′15″ в. д.
Расположение:
Забеловский участок начинается восточнее с. Забеловка (в долине р. Шортанды), тянется вдоль её течения с запада на восток и частично выходит в южном направлении — до широты 52°13′, где совпадает с уровнем карьера.
На официальной карте (Приложение № 16) контур питьевых вод обозначен фиолетовым пунктиром, и видно, что:
• северная граница совпадает с районом д. Д-118 (водоносный пласт в зоне р. Шортанды);
• южная граница проходит приблизительно по линии скважин М-182 – М-183 – 207 – 20.
• 1. Контур Забеловского участка подземных вод для орошения и обводнения
№№ Географические координаты
Восточная долгота Северная широта
1 61°16’31,0” 52°18’14,818”
2 61°20’13,552” 52°17’29,075”
3 61°20’13,552” 52°14’42,551”
4 61°16’25,095” 52°14’40,495”
•
№№ Географические координаты
Восточная долгота Северная широта
1 61°16’25,352 52°14’38,697”
2 61°20’12,781 52°14’41,009”
3 61°20’15,608 52°14’30,216”
4 61°20’7,641 52°14’16,081”
5 61°18’31,273 52°13’57,579”
6 61°18’20,994 52°13’18,775”
7 61°16’41,285 52°13’14,406”
8 61°16’26,38 52°13’52,697”
9 61°16’25,352” 52°14’38,697”
• 2. Контур питьевых вод Забеловского участка
•
Приложение 1 - Вырезка из графических приложений №16: Контур Забеловского участка подземных вод.
1. Северный карьер располагается в непосредственной близости (менее 1 км) к юго-восточной оконечности контура питьевых вод Забеловского участка.
2. По широте карьер пересекается с южной границей водоносного участка в диапазоне 52°13′30″ – 52°13′50″ с. ш. — то есть карьер граничит с зоной водосбора.
3. По долготе карьер находится почти в центральной меридианной части Забеловского поля (между 61°18′ и 61°19′ в. д.), что соответствует восточной половине питьевого контура.
4. Таким образом, расстояние между карьером и контуром питьевых вод не превышает 150–250 м, что совпадает с цифрой, указанной в ОВОС (152 м.
5. Северный карьер не пересекает сам контур питьевых вод, но находится непосредственно у его границы — в пределах санитарно-гидрогеологического влияния.
6. При осушении карьера (депрессионная воронка до 4 км) влияние распространяется внутрь Забеловского водоносного контура, что подтверждает необходимость гидрогеологической экспертизы.
7. С точки зрения географии — карьер и водоносный участок расположены в одном гидрогеологическом блоке, разделённом условной линией 52°13′40″ с. ш
8. Согласно отчёту ОВОС, расстояние от контура Забеловского участка питьевых вод до месторождения составляет 152 метра.
ОТВЕТ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ:
Фраза из ответа:
«Проектируемые контуры карьера и отвалов расположены за пределами границ Забеловского месторождения подземных вод. Расстояние от контура Забеловского участка подземных вод до месторождения 1867 метров»
Данное утверждение не исключает гидродинамического влияния. Водный кодекс и методические указания к оценке воздействия на подземные воды не устанавливают фиксированного расстояния, при котором воздействие прекращается.
Радиус влияния депрессионной воронки при осушении открытых горных выработок зависит от проницаемости пород, глубины водоносного горизонта и режима трещиноватости. Для рифей-палеозойских комплексов (характерных для района Элеваторного месторождения) этот радиус может достигать 2–3 км и более.
Следовательно, даже расстояние в 1867 метров не гарантирует отсутствия влияния. Более того, карьер расположен на том же гидрогеологическом горизонте, что и Забеловский участок питьевых вод, а гидравлический уклон потока направлен в сторону востока — к реке Тобол и районам водоносного контура. Это означает, что депрессионная воронка карьера будет развиваться в направлении водозабора, создавая риск постепенного понижения уровня подземных вод.
Таким образом, ссылка недропользователя на расстояние не является научным доказательством безопасности, а лишь геометрическим ориентиром.
1. Планируемый Северный карьер находится в пределах гидрогеологического влияния Забеловского участка питьевых вод.
Расстояние 152 м при радиусе осушения 2,7 км делает неизбежным перехват и понижение уровня подземных вод.
2. Это противоречит требованиям ст. 92, 94 Водного кодекса и ст. 224 – 225 Экологического кодекса РК.
Для такой деятельности необходимо:
o проведение дополнительной гидрогеологической экспертизы;
o разработка плана предотвращения загрязнения и истощения водоносного горизонта;
o рассмотрение альтернативных вариантов размещения или отказа от освоения данного участка.
Карта из ОВОС не может служить официальным подтверждением границ водоохранной зоны.
Северный карьер Элеваторного месторождения находится в прямом гидродинамическом взаимодействии с водоносным горизонтом, который питает Забеловский участок и бывшие эксплуатационные скважины №1 и №2.
Его разработка создаёт реальную угрозу истощения питьевых подземных вод, что противоречит ст. 92 и 224 Водного и Экологического кодексов РК.
Для законности работ требуется:
1. проведение независимой гидрогеологической экспертизы влияния осушения карьера на Забеловский участок;
2. восстановление контрольных наблюдательных скважин в Пригородном;
3. пересмотр проекта недропользования с учётом санитарных и водоохранных ограничений.
4. Вероятность снижения уровня подземных вод в Пригородном и по Забеловскому участку — высокая (до 3–5 м) при начале добычных работ.
5. Возможен частичный перехват гидравлического потока в сторону карьера, что приведёт к деградации естественного водоснабжения и изменению состава воды.
Параметр Данные из ОВОС Аналитическое замечание
Главные реки и дренаж Желкуар и Шортанды — западные притоки Тобола. Постоянный водосток обеспечивается подземным питанием, расход 0,1–0,15 л/с. Река Шортанды является естественным дреном рифей-палеозойского водоносного комплекса — именно этот горизонт вскрывали скважины №1 и №2, а также Забеловский участок питьевых вод.
Аллювиальный горизонт (четвертичный) Глубина 0–3 м, минерализация 2,5–36,9 г/л — непригоден для питья. Верно — поверхностные воды минерализованы, питьевая вода добывалась именно из рифей-палеозойского комплекса.
Рифей-палеозойский водоносный комплекс Глубина 35–50 м, зона трещиноватости, дебиты до 11,8 дм³/с. Водоносная система двухслойная: кора выветривания +трещинно-жильный горизонт. Совпадает с характеристикой водозабора скважин №1, №2 (глубина 71–73 м). Это подтверждает, что карьер вскроет тот же пласт, из которого питались питьевые воды.
Гидравлический уклон потока Направление с запада на восток, в сторону р. Тобол. Северный карьер располагается на южно-западной части потока, то есть выше по потоку — следовательно, осушение карьера неизбежно создаст депрессию, понижающую уровень подземных вод в сторону Пригородного.
Отсутствие крупных резервуаров Автор ОВОС заявляет, что «в пределах района отсутствуют крупные резервуары подземных вод». Это противоречит официальным данным АО «НГС» о существовании Забеловского участка подземных вод с утверждёнными запасами. Занижение значимости водоносного комплекса — ключевое методологическое и юридическое нарушение.
Расстояние до водоносного участка В ОВОС указано: 152 м до питьевых вод и 1867 м до подземных. Эти расстояния не исключают гидравлического взаимодействия, поскольку радиус депрессионного влияния при откачке подземных вод и осушении карьера превышает 2 км.
Состояние скважин №1, 2 Указано, что скважины ликвидированы и населённые пункты получают воду из Житикары. Факт ликвидации не отменяет существование водоносного горизонта и его использования для питьевых целей в регионе. Ликвидация скважин не ликвидирует водоносный пласт.
На основании анализа раздела «Подземные воды» ОВОС, данных АО «НГС», проекта ликвидации скважин и ответа Министерства водных ресурсов, установлено:
1. Раздел ОВОС не отражает гидравлическую связь водоносного горизонта с рекой Шортанды и существующими источниками питьевых вод.
2 . Отсутствует обязательное согласование с уполномоченным органом по недрам (ст. 58–59 ВК РК).
Оценка влияния депрессионной воронки на состояние подземных вод.
Замечание Департамента экологии по Костанайской области:
В случае необходимости выполнить оценку влияния депрессионной воронки на
состояние подземных вод, исключить ее влияние. Определить риски истощения
природных ресурсов в результате перехвата подземных вод. Учесть требования ст. 224 Кодекса.
Ответ недропользоватя:
Оценка водопритока в карьер
Водоприток за счет подземных вод на конец отработки
карьера определяется по формуле:
0
2
lg
1,36
r
R
kH
Q ;
lg 2723/ 370
1,36* 2,15*302
Q =3024 м3/сут=126 м3/ч
где k – расчётный коэффициент фильтрации водоносной
зоны, равный 2,15 м/сут;
Н – расчётная мощность обводненности продуктивной
водоносной зоны, равная 30 м;
R – радиус влияния осушения карьера, равный
R 1,5 at ; R 1,5 1290*2555 2723 м;
a –уровнепроводность водоносного комплекса, равная
1,29·103 м2/сут;
t – расчётное время от начала осушения карьера, равное 7
годам - 2555 сут. (время осушения определено сроком отработки
карьера);
r0 – приведённый радиус карьера на уровне
выкачивания подземных вод в карьер по подошве продуктивногокомплекса, равный 370 м.
Определение границ влияния работы карьерного
водоотлива (депрессионной воронки)
С использованием средних значений коэффициента
уровнепроводности (а), определяются радиусы влияния
осушения (R) через время (t), равное 7 лет=2555сут в различных
геологических средах по зависимости R=1,5√𝑎𝑡:
- по приконтактной зоне крупных трещин:
R=1,5√2940 ∗ 2555 =4111 м;
- по массиву сланцев:
R=1,5√180 ∗ 2555 = 1017 м;
- по массиву интрузивных пород:
R=1,5√760 ∗ 2555 = 2090 м
Учитывая эти значения, геологическое строение и
меридиональное простирание тектонического разлома в
районе месторождения Элеваторное депрессионная
воронка при его осушении распространится от карьера: на
север по зоне тектонического разлома на расстояние 4111
м; на юге по разлому она ограничится р. Шортанды, что
имеет место при осушении Комаровского месторождения;
на восток по массиву сланцев на 1017 м и на запад по
интрузивным породам на 2090 м, имея форму ромба, вытянутого по простиранию разлома.
Расстояние от контура Забеловского участка питьевых вод до месторождения 152 метров.
Северный карьер и депрессионная воронка
Недропользователь приводит оценку водопритока в карьер и радиуса влияния осушения (депрессионной воронки) по стандартной формуле:
Q=1,36⋅k⋅H⋅lg(R/r0)2Q = 1,36 \cdot k \cdot H \cdot \frac{\lg(R/r_0)}{2}Q=1,36⋅k⋅H⋅2lg(R/r0)
где:
• k=2,15k = 2,15k=2,15 м/сут — коэффициент фильтрации,
• H=30H = 30H=30 м — мощность водоносного горизонта,
• r0=370r_0 = 370r0=370 м — радиус карьера,
• R=2723R = 2723R=2723 м — радиус влияния осушения,
• t=7t = 7t=7 лет (2555 суток) — срок отработки карьера.
Полученный водоприток:
Q=3024 м3/сут≈126 м3/ч.Q = 3024 \text{ м}^3/\text{сут} \approx 126 \text{ м}^3/\text{ч}.Q=3024 м3/сут≈126 м3/ч.
Далее приводится расчёт радиусов влияния в различных геологических средах:
При этом, согласно представленным расчётам и пояснительной записке (стр. 35–46 ОВОС), радиус влияния депрессионной воронки при осушении карьера составляет.
Расчёты водопритока показывают:
Далее приводится расчёт радиусов влияния в различных геологических средах:
• Q = 3024 м³/сут (126 м³/ч) — приток подземных вод в карьер;
•
• радиус депрессионного влияния:
• по трещиноватым зонам — R = 4111 м;
• по сланцам — R = 1017 м;
• по интрузивным породам — R = 2090
Фактически депрессионная воронка захватывает территорию Забеловского участка подземных вод и зону бывших скважин № 1 и № 2.
То есть при разработке северного карьера произойдёт понижение уровня подземных вод, что изменит гидравлический градиент и создаст оток загрязнённой воды в сторону питьевого водозабора.
Этот факт противоречит заявлению недропользователя, что «в рамках проекта не предусмотрено использование питьевых подземных вод» — ведь осушение и водоотлив — это прямое вовлечение водоносного горизонта в технологический процесс.
Расстояние 152 м до контура питьевых подземных вод находится в пределах зоны прямого влияния депрессионной воронки, так как даже по собственным расчётам недропользователя радиус влияния на север превышает 4 км.
Таким образом, водоотлив из карьера = осушение водоносного комплекса, что прямо противоречит утверждению недропользователя, будто «в проекте не предусмотрено использование подземных вод».
Осушение — это и есть изъятие подземных вод из природного баланса, независимо от того, применяется ли вода в технологическом цикле.
Влияние на подземные воды и водный баланс
• Откачка 3 000 м³/сут карьерных вод из трещиноватых рифейских пород вызовет устойчивое снижение уровней подземных вод на десятки метров в радиусе до 4–5 км.
• Это приведёт к осушению части Забеловского водоносного участка и снижению дебита родников в долине р. Шортанды.
• При сбросе вод в накопитель-испаритель часть влаги инфильтруется обратно, формируя вторичные техногенные потоки, что способно изменить химический состав подземных вод.
Фактически создаётся гидрогеологическая система с принудительным искусственным дренажем и техногенным возвратом загрязнённой влаги, что недопустимо для территорий с питьевыми водоносными горизонтами.
Фактическое воздействие на подземные воды
1. Зона понижения уровня подземных вод.
Радиус влияния (≥ 4 км) охватывает территорию Забеловского участка. Следовательно, снижение уровня воды неизбежно приведёт к осушению горизонта, питавшего ранее скважины № 1 и 2, и к нарушению естественного дренажа реки Шортанды.
2. Изменение направления подземного потока.
После начала водоотлива в карьер градиент потока изменится, и подземные воды начнут двигаться к карьеру. Это создаст риск притока загрязнённых вод из поверхности и соседних зон в питьевой водоносный комплекс.
3. Риск истощения ресурсов Забеловского участка.
При постоянной откачке 3 тыс. м³/сут подземные воды Забеловского участка будут частично вовлечены в депрессионную воронку. Это может вызвать падение уровня на 2–6 м и уменьшение естественного дебита водоносных горизонтов.
4. Недостоверность заниженных параметров.
Использованный коэффициент фильтрации 2,15 м/сут занижен для трещиноватых пород. Реальные значения 5–10 м/сут расширяют зону осушения до 5–6 км, что охватывает не только Забеловский участок, но и часть реки Шортанды.
5. • Фактическое признание влияния:
Даже по собственным данным недропользователя, радиус депрессионного воздействия (до 4111 м) значительно превышает расстояние до Забеловского участка питьевых вод (152 м).
Это означает, что влияние на подземные воды признано самим разработчиком, хотя он формально пытается его отрицать.
6. • Нарушение принципа предупреждения вреда:
Проект не содержит превентивных мер по защите подземных вод, не предусматривает мониторинга уровней, наблюдательных скважин, схем аварийного водоотлива.
Это нарушение ст. 224, 225, 229 Экологического кодекса РК.
7. • Отсутствие гидродинамического прогноза:
Не выполнен расчёт изменения уровней и химического состава подземных вод, не определено направление потока после начала отработки — что делает проект экологически необоснованным.
8. • Неверная интерпретация результатов:
Недропользователь умышленно представил результаты расчёта как подтверждение безопасности, хотя по сути они доказывают наличие пересечения зон влияния карьера и водозабора.
9. • Бетонирование ликвидированных скважин не является защитой:
Тампонаж скважин №1 и №2 лишь устраняет доступ загрязнений через обсадные трубы, но не предотвращает истощение водоносного горизонта при откачке воды карьером.
Таким образом, подземные воды, хотя и не используются населением, остаются частью единой гидрологической системы и подлежат защите наравне с действующими источниками.
Проект не учитывает суммарное воздействие Северного и Южного карьеров, хотя оба входят в единую гидрогеологическую структуру.
Разработка второго участка создаст кумулятивный эффект осушения и возможное формирование единой депрессионной системы — что противоречит принципу независимой оценки каждого объекта.
Недропользователь ограничился геометрическим расчётом радиуса влияния, но не провёл прогноз снижения уровня подземных вод (Δh) и не оценил последствия депрессии для:
• Забеловского водозабора,
• русла реки Шортанды, подпитываемой подземным стоком,
• гидрогеологических границ рифей-палеозойского комплекса.
Это прямое нарушение п. 6 ст. 224 Экологического кодекса РК — проект должен содержать гидродинамический прогноз, а не только статическую оценку.
Параметры фильтрации (k=2,15 м/сут) и водопроводности (a=1290 м²/сут) явно занижены для трещиноватых рифейских пород, где фактические значения по данным ГКЗ могут достигать 5–10 м/сут и более.
При повышении этих значений радиус влияния и водоприток увеличиваются в 1,5–2 раза, что означает, что фактическая зона осушения может достигать 5–6 км, охватывая весь Забеловский контур.
Фраза с ОВОС:
«В рамках разрабатываемого проекта не предусмотрено использование питьевых подземных вод»
Не имеет отношения к гидрогеологическому воздействию. Даже если воды не используются, их загрязнение или дренирование запрещено законом, согласно:
• п. 5 ст. 92 Водного кодекса РК — запрещены работы, влияющие на подземные воды, используемые или потенциально пригодные для питьевого водоснабжения;
• п. 2 ст. 225 Экологического кодекса РК — запрещается деятельность, приводящая к истощению или ухудшению качества подземных вод.
Таким образом, факт «неиспользования» не освобождает от ответственности за возможное нарушение гидробаланса.
• Утверждение «проектируемые контуры карьера расположены за пределами границ Забеловского месторождения подземных вод» неверно, так как расстояние 152 м значительно меньше радиуса влияния депрессионной воронки.
• Отсутствует расчёт понижения уровня (Δh) и временной динамики восстановления горизонта.
• Не проведена оценка кумулятивного эффекта совместной работы Северного и Южного карьеров.
• Фраза о «неиспользовании подземных вод» не освобождает от обязанности охраны водного фонда:
o п. 5 ст. 92 Водного кодекса РК: в контурах месторождений подземных вод запрещается деятельность, влияющая на их состояние;
o п. 4 ст. 225 Экологического кодекса РК: при вскрытии подземного водного объекта обязательны меры по предотвращению истощения и загрязнения.
________________________________________
1. Несоблюдение принципа превентивной защиты водных ресурсов
(ст. 3, 224, 225 Экологического кодекса РК).
Проект не предусматривает наблюдательных скважин, мониторинга уровней, контроля качества воды, что делает оценку воздействия неполной.
2. Нарушение требований Водного кодекса РК (ст. 92)
Деятельность в зоне водных контуров без разработки мер по охране подземных вод является нарушением.
3. Недостоверность экологического обоснования
Отсутствие гидродинамического прогноза и учёта фактического взаимодействия водоносных горизонтов свидетельствует о формальном подходе.
Проект не содержит превентивных мер по защите подземных вод, не предусматривает мониторинга уровней, наблюдательных скважин, схем аварийного водоотлива.
• Направление потока подземных вод — с запада на восток.
Следовательно, карьер будет перехватывать естественный поток подземных вод, что означает косвенное использование и нарушение водного баланса.
Такое воздействие, даже без забора воды на хозяйственно-питьевые нужды, подпадает под понятие «воздействие на подземные воды», регулируемое статьёй 225 Экологического кодекса РК.
Техническое водопотребление предприятия
Проектом предусмотрено водопотребление 209,3 тыс. м³/год, из которых:
• 50,4 тыс. м³ — полив технологических дорог;
• 38,9 тыс. м³ — полив карьерных и отвальных дорог;
• 7,5 тыс. м³ — пылеподавление на площадках;
• 112,5 тыс. м³ — увлажнение взорванной горной массы
Водоприток в карьер рассчитан по формуле «большого колодца» и составляет:
• от 3684 м³/сут (в 2029 г.) до 2881 м³/сут (в 2032 г.),
• суммарно ≈1,3 млн м³ в год подземного водопритока
асчёт радиусов депрессионной воронки показывает:
• 1456 м (2029 г.), 1783 м (2030 г.), 2059 м (2031 г.), 2301 м (2032 г.)
• воронка формируется в едином водоносном комплексе (рифей-палеозойский),
• горизонт связан с источниками водоснабжения (бывшие скважины №1, 2),
• питание комплекса происходит за счёт атмосферных осадков и дренажа р. Шортанды.
Это свидетельствует о реальном риске перетока подземных потоков в карьер и обеднения запасов Забеловского участка, что противоречит ст. 92 п.5 Водного кодекса РК (запрет деятельности в контурах участков питьевых вод.
Замечания и предложения от Департамента экологии по Костанайской области;
Учесть требование п. 9 ст. 222 Кодекса: операторы объектов I и (или) II категорий в
целях рационального использования водных ресурсов обязаны разрабатывать и
осуществлять мероприятия по повторному использованию воды, оборотному
водоснабжению. Предоставить описание планируемых решений.
Согласно Заявления намечаемая деятельность сопровождается водопритоками. Ввиду
того, что на стадии подачи заявления соглашение между ТОО «Комаровское горное
предприятие¬ и ГКП «Житикаракоммунэнерго¬ на осуществление сброса карьерных
вод в накопитель- испаритель ГКП не заключено, необходимо рассмотреть
альтернативный вариант сброса в накопитель сточных вод. В свою очередь, согласно
статьи 222 Кодекса, лица, использующие накопители сточных вод и (или)
искусственные водные объекты, предназначенные для естественной биологической
очистки сточных вод, обязаны принимать необходимые меры по предотвращению их
воздействия на окружающую среду, а также осуществлять рекультивацию
земель после прекращения их эксплуатации. Создание новых (расширение
действующих) накопителей-испарителей допускается по разрешению местных
исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы при
невозможности других способов утилизации образующихся сточных вод или
предотвращения образования сточных вод в технологическом процессе, которая
должна быть обоснована при проведении оценки воздействия на окружающую среду.
Проектируемые (вновь вводимые в эксплуатацию) накопители-испарители сточных
вод должны быть оборудованы противофильтрационным экраном, исключающим
проникновение загрязняющих веществ в недра и подземные воды. Определение и
обоснование технологических и технических решений по предварительной очистке
сточных вод до их размещения в накопителях осуществляются при проведении оценки
воздействия на окружающую среду. Представить подробное описание процесса__ очистки, ее эффективность, характеристику сточных вод до и после очистки.
ОТВЕТ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Карьерные воды из водосборника откачиваются на
поверхность по магистральному трубопроводу,
проложенному по борту карьера в существующий пруд
Житикаракомунэнерго, который расположен в 4 км в юго-
восточном направлении от карьера. Подробно указано настр. 35-46 проекта ОоВВ.
Договор аренды государственного имущества
пятой секции накопителя - испарителя сроком на 5 лет
«Житикаракоммунэнерго¬ № 1 от 28.03.2025 года в
Приложении 8.
Предметом договора является предоставление в аренду
пятой секции накопителя - испарителя, площадью 23 9
гектар, 1970 года постройки, об ем вместимости воды
5111,2 тыс. куб. м., расположенной на земельном участке
кадастровый номер 12: 179:008:078:2/V.
10 .
Согласно проекту ОВОС, карьерные воды, образующиеся в процессе осушения Северного карьера Элеваторного месторождения, после частичного осветления в зумпфе, подлежат откачке по магистральному трубопроводу в накопитель-испаритель (пятая секция), принадлежащий ГКП «Житикаракоммунэнерго».
• Накопитель был построен в 1970 году,
• его площадь составляет 23,9 га,
• объём — 5 111,2 тыс. м³,
• участок имеет кадастровый номер 12:179:008:078:2/V,
• эксплуатация осуществляется по договору аренды государственного имущества № 1 от 28.03.2025 года сроком на 5 лет.
Предмет договора — временное предоставление секции накопителя для приёма и испарения карьерных вод.
Объект является старым инженерным сооружением, построенным без современных противофильтрационных экранов и систем контроля утечек, что представляет повышенный риск инфильтрации загрязнённых вод в грунтовые и подземные горизонты.
2
По проекту ОВОС карьерные воды осветляются только естественным осаждением в зумпфе, где уровень осветления составляет до 50 % по взвешенным веществам.
После этого часть воды используется повторно для полива технологических дорог и площадок, а основная масса направляется на сброс в накопитель-испаритель.
Отсутствует:
• технологическая схема или описание этапов очистки воды до сброса;
• оборудование для механической, физико-химической или биологической очистки;
• расчёт эффективности очистки и остаточных концентраций загрязняющих веществ;
• характеристика донных отложений накопителя и коэффициента фильтрации грунта.
Таким образом, накопитель фактически используется как резервуар-приёмник загрязнённых шахтных вод, что противоречит санитарным и экологическим нормам.
3
Проектные расчёты показывают устойчивое наличие повышенных концентраций загрязняющих веществ.
Средние значения (мг/дм³) по периодам 2030–2032 гг. указывают на значительные превышения нормативов ПДК:
• Взвешенные вещества — до 38,25 мг/дм³ (ПДК превышено более чем в 10 раз);
• БПК₅ — 22 мг/дм³ (высокая органическая нагрузка);
• ХПК — 48,25 мг/дм³;
• Хлориды — более 1 100 мг/дм³ (при норме ≤ 350 мг/дм³);
• Сульфаты — свыше 300 мг/дм³;
• Железо общее — 0,24 мг/дм³;
• Марганец — 0,0275 мг/дм³;
• Нефтепродукты — 0,1135 мг/дм³;
• Свинец, кадмий, мышьяк — присутствуют в следовых концентрациях, но при постоянном поступлении создают кумулятивный эффект в донных отложениях.
В совокупности такие параметры характерны для неочищенных карьерных шахтных вод и требуют установки очистных сооружений с фильтрацией, сорбцией и нейтрализацией.
4.
Учитывая возраст накопителя (1970 г.), отсутствие гидроизоляционного покрытия и длительное воздействие химически активных вод, высока вероятность разрушения глинистого экрана и фильтрации загрязняющих веществ в подстилающие породы.
Сброс объёмов до 1 млн м³ карьерных вод в год создаёт значительное гидродинамическое давление на грунт.
Фильтрационные потоки с загрязняющими веществами (Fe, Mn, нефтепродукты, соли) могут проникать в:
• верхний водоносный горизонт, питающий Забеловский участок;
• трещинные зоны, связанные с депрессионной воронкой карьера;
• естественные дренажные пути, ведущие к водосбору балки и далее в русло р. Шортанды.
Такое взаимодействие особенно опасно в условиях понижения уровня подземных вод вследствие осушения карьера — это создаёт градиент фильтрации, направленный от накопителя к зоне пониженных уровней, то есть к карьеру и водоносным пластам.
Фактически накопитель становится вторичным источником загрязнения подземных вод, что противоречит:
• ст. 222 Экологического кодекса РК — обязанность предотвращения загрязнения водных объектов;
• ст. 225 ЭК РК — требование разработки мер защиты при обращении со сточными водами;
• ст. 92 Водного кодекса РК — запрет размещения источников загрязнения в пределах охранных зон подземных вод.
5
Пятая секция накопителя изначально предназначалась для приёма коммунально-бытовых стоков и не имеет статуса инженерного гидротехнического сооружения для промышленных шахтных вод.
Переиспользование данного объекта без:
• государственной экологической экспертизы;
• нового акта санитарно-эпидемиологического заключения;
• расчётов фильтрационной способности и мониторинга донных отложений —
является нарушением ст. 280 Экологического кодекса РК и п. 6 СанПиН 3.01.038-97.
Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 222 ЭК РК, в проекте отсутствует описание технологических и технических решений по предварительной очистке сточных вод, а также не указаны методы рекультивации накопителя после окончания аренды.
6
Депрессионная воронка, формирующаяся вокруг карьера, имеет радиус до 2,3 км и снижает уровни подземных вод на глубину до 30 м.
Это способствует инфильтрации загрязнённых вод из накопителя в сторону карьера и Забеловского участка, особенно по трещиноватым зонам и разломам.
С учётом того, что цементация старых скважин не герметизировала водоносные пласты, существует реальная угроза вторичного загрязнения подземных вод, ранее использовавшихся для питьевого снабжения.
Даже при отсутствии прямого использования этих вод для населения, их загрязнение недопустимо, так как они относятся к категории государственных водных ресурсов стратегического значения (ст. 7 Водного кодекса РК.
7
1. Проект сброса карьерных вод в накопитель-испаритель не соответствует требованиям Экологического и Водного кодексов РК.
Отсутствуют доказательства безопасности, эффективной очистки и противофильтрационной защиты.
2. Накопитель, построенный в 1970 году, не предназначен для приёма карьерных вод.
Эксплуатация без реконструкции и гидроизоляции создаёт угрозу загрязнения подземных вод Забеловского участка.
3. Фактический состав карьерных вод характеризуется превышением ПДК по ряду опасных веществ, что при длительной эксплуатации приведёт к накоплению загрязнений в донных отложениях и фильтрационным потерям в недра.
4. Формулировка “воздействие на водные ресурсы не ожидается” является недостоверной.
Реально воздействие на подземные воды неизбежно и будет иметь долгосрочный и кумулятивный характер.
5. Необходимы срочные меры:
o проведение государственной экологической экспертизы проекта водоотведения;
o реконструкция накопителя с устройством противофильтрационного экрана и гидроизоляции;
o установка систем механической и сорбционной очистки карьерных вод;
o создание системы мониторинга качества подземных и поверхностных вод в радиусе не менее 3 км;
o ежегодная отчётность о состоянии накопителя и контроле за фильтрацией.
Таким образом, существующая схема обращения с карьерными водами представляет собой серьёзный экологический риск, способный привести к загрязнению подземных вод Забеловского участка, утрате питьевых ресурсов и деградации гидрогеологической системы региона.
Вопреки требованиям статьи 222 Экологического кодекса РК, в ОВОС отсутствует:
• описание технологических и технических решений по очистке и утилизации карьерных вод;
• анализ альтернативных вариантов сброса и утилизации;
• характеристика накопителя-испарителя, его герметичности и санитарной зоны.
Не выполнено требование Департамента экологии о предоставлении описания процесса очистки, эффективности и характеристик сточных вод до и после очистки.
Раздел «Воздействие на водные ресурсы» необоснованно утверждает, что «воздействие не ожидается», несмотря на наличие:
• постоянных водопритоков из подземных горизонтов (до 3 000 м³/сутки);
• радиуса депрессионной воронки до 2,3 км;
• сброса загрязнённых вод в старый накопитель без гидроизоляции.
Данные выводы не соответствуют фактическому содержанию расчётов и противоречат принципам достоверности информации в экологической оценке.
Проект ОВОС в части обращения с карьерными и сточными водами не обеспечивает предотвращение загрязнения подземных вод и не соответствует требованиям действующего законодательства Республики Казахстан.
Использование старого накопителя-испарителя без очистки и противофильтрационных мер создаёт реальную угрозу загрязнения Забеловского участка подземных вод и деградации водных ресурсов региона.
Проект подлежит направлению на доработку с учётом следующих требований:
1. Разработать и представить технологическую схему очистки карьерных вод (механическая, сорбционная, химическая и биологическая очистка) с расчётом эффективности по каждому показателю.
2. Провести гидрогеологическое обследование накопителя-испарителя, определить степень фильтрации, утечек и износа.
3. Установить противофильтрационный экран и гидроизоляцию дна и откосов накопителя.
4. Рассмотреть альтернативный вариант утилизации карьерных вод, исключающий их сброс в старые накопители.
5. Организовать систему постоянного мониторинга подземных вод и создать наблюдательные скважины в радиусе не менее 3 км.
6. Представить обоснование безопасного воздействия на Забеловский водозаборный участок и прилегающие водоносные горизонты.
7. Провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу условий размещения накопителя и обновить акт о его техническом состоянии.
Настоящий мониторинг отражает комплексную оценку состояния и рисков, связанных с подземными водами, скважинами и накопителем карьерных вод. Проект в существующей редакции не обеспечивает экологическую безопасность и должен быть доработан с учётом всех выявленных нарушений и рекомендаций.
МОНИТОРИНГ ПО ГРАНИЦАМ СЗЗ
По данным отчёта об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)
по проекту «План горных работ отработки золоторудного месторождения Элеваторное открытым способом»
ТОО «Комаровское горное предприятие»
По результатам анализа отчёта ОВОС, приложенных картографических материалов, координат северного карьера, спутниковых изображений и землеустроительной документации 2005 года установлено: материалы содержат существенные несоответствия, делающие экологическую оценку недостоверной.
Главные нарушения касаются границ населённого пункта, масштаба и качества карт, отсутствия топографической съёмки, неверного определения санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и фактического расстояния до жилой застройки.
. Недропользователь при разработке ОВОС использовал только ситуационную схему и космоснимок без геодезической основы. Это означает, что расчёты расстояний выполнены условно, без юридически подтверждённой геопривязки. Нарушены ст. 10–12 Закона РК «О государственном земельном кадастре», ст. 69 и 70 Экологического кодекса, п. 9–10 Правил проведения ОВОС (приказ № 280 от 30.07.2021 г.).
В составе ОВОС отсутствует топографическая съёмка масштаба 1:10 000 — обязательная основа для расчёта СЗЗ. Карты отчёта не содержат координатной сетки, обозначений дорог, домов, школ, водных объектов и инженерных сетей; масштаб не соответствует нормативному. Это противоречит п. 9–10 Правил ОВОС и п. 10–12 Санитарных правил № ҚР ДСМ-2 от 11.01.2022 г.
По спутниковым данным и кадастровым измерениям установлено, что ближайшие жилые дома северной части п. Пригородный расположены от границы Северного карьера на расстоянии 950–1100 метров, тогда как в ОВОС указано 1,8 км. Среднее расстояние до центра посёлка — около 1,4 км, до южных улиц — до 1,7 км. Следовательно, часть жилой застройки фактически находится внутри санитарно-защитной зоны 1000 м, что недопустимо для предприятий I категории опасности (горнодобывающих). Нарушены п. 10–12 раздела 3 Санитарных правил № ҚР ДСМ-2 и ст. 226 Экологического кодекса РК.
Отсутствие официальных координат и топографической основы означает, что расчёты рассеивания загрязняющих веществ, акустического воздействия и вибраций в отчёте не могут считаться достоверными. Зона воздействия загрязняющих веществ указана как 900 метров, однако с учётом местных метеоусловий (преобладающие юго-западные ветра и низкая повторяемость штилей) фактическая зона рассеивания достигает 1200–1500 метров, то есть выходит за пределы санитарно-защитной зоны и может затрагивать жилую территорию. Это нарушение пункта 12 Правил проведения ОВОС и статьи 70 Экологического кодекс
Отчёт ОВОС также не содержит данных о социальных объектах (школа, детсад, дороги), что не позволяет оценить воздействие на население и состояние инфраструктуры. Это противоречит ст. 70 п. 3 Экологического кодекса РК.
Согласно пунктам 10 и 11 Санитарных правил № ҚР ДСМ-2 от 11 января 2022 года, граница санитарно-защитной зоны определяется от источника воздействия промышленного объекта до ближайшего жилого, общественного или иного здания, предназначенного для постоянного проживания людей.
Это значит, что СЗЗ всегда считается от внешней границы промышленной площадки (в данном случае — от бровки карьера или границы производственной территории) до крайнего жилого дома, а не до административной границы населённого пункта.
Границы населённого пункта, утверждённые землеустроительными документами, являются административными и не могут использоваться для расчёта санитарных расстояний, так как не отражают реальное расположение жилых домов. При расчёте СЗЗ учитываются именно фактические координаты объектов проживания, школ, детских учреждений, дорог и других мест пребывания людей.
Таким образом, для месторождения «Элеваторное» отсчёт санитарно-защитной зоны должен вестись от южной бровки Северного карьера (координаты: 52°13′37.340″ N, 61°18′36.128″ E — 52°13′35.237″ N, 61°19′01.134″ E) до ближайших домов северной окраины п. Пригородный, расстояние до которых составляет 950–1100 м.
Так как минимально допустимая СЗЗ для открытых горных работ I категории — 1000 м, часть жилых домов попадает в санитарную зону. Это является прямым нарушением пунктов 10, 11, 12 и 14 Санитарных правил № ҚР ДСМ-2, а также основанием для переселения населения или изменения технологии добычи в целях устранения воздействия.
Данные отчёта ОВОС, в которых указано 1,8 км, являются завышенными и недостоверными. Отчёт не соответствует требованиям законодательства, подлежит пересмотру и не может служить основанием для положительного заключения государственной экологической экспертизы.
До проведения новой топографической съёмки, корректного определения СЗЗ и устранения нарушений реализация проекта должна быть приостановлена, а жители посёлка Пригородный признаны проживающими в зоне воздействия промышленного объекта I категории с правом на санитарную защиту и переселение.
Замечание Уполномоченного органа в области ООС.
Комитет экологического регулирования и контроля:
Представить карту – схему расположения источников негативного воздействия с обозначением санитарно-защитной зоны объекта; растояние до ближайшей жилой зоны водных обьектов.
Ответ на мотивированные замечания KZ09VWF00250741 от 19.11.2024
ТОО «Комаровское горное предприятие:
Карта – схема расположения источников негативного воздействия с обозначение санитарно-защитной зоны обьекта:растояние до ближайшей жилой зоны.водных обьектов предоставлена на странице1.3( страница 10 ОоВВ)
1. Описание предполагаемого места осуществления намечаемой
деятельности, его координаты, определенные согласно геоинформационной системе, с
векторными файлами;
ТОО «Комаровское горное предприятие¬ проводит разведку, добычу и переработку
золотосодержащих руд в Житикаринском районе Костанайской области РК в
соответствии с государственной лицензией серии ГКИ № 3д от 23 сентября 1998 г. и
контрактом на проведение разведки и добычи золотосодержащих руд в Житикаринском
районе Костанайской области РК № 633 от 12.12.2000 г. Месторождение разделено на
Северный и Южный карьер (участок) из-за прохождения через центральную часть
месторождения железнодорожного полота (ЖД).
Первым этапом предусматривается отработка Северного участка. Отработка
Южного участка (второй этап) предусматривается после строительства обводной ЖД
севернее месторождения и демонтажа существующей ЖД.
Запасы золотосодержащих руд Южного участка данным Планом горных работ
(План ГР) отнесены к временно-неактивным, отработка которых возможна после переноса
ЖД.
Сроки реализации ПГР: 2028-2032 гг. Основанием для добычи золотосодержащих
руд месторождения Элеваторное является Протокол утвержденных запасов ГКЗ РК №
2228-20-У от 18.11.2020 г. Координаты, планируемого к разработке Северного карьера:
1)52 ˚13´ 37.340 с. ш., 61 ˚18´ 36.128 в. д. 2)52 ˚13´ 35.237 с. ш., 61 ˚19´ 01.134 в. д. 3) 52
˚13´ 37.057 с. ш., 61 ˚19´ 07.620 в. д. 4) 52 ˚13´ 46.215 с. ш., 61 ˚19´ 14.012 в. д. 5)52 ˚13´
54.934 с. ш.,61 ˚19´ 12.729 в. д. 6)52 ˚13´57.882 с. ш., 61 ˚19´ 04.535 в. д. 7) 52 ˚13´59.419 с.
ш., 61 ˚18´ 55.659 в. д. 8) 52 ˚13´54.719 с. ш.,61 ˚18´ 38.022 в. д. 9) 52 ˚13´46.827 с. ш.,61
˚18´32.656в.д.;
Обзорная схема района работ приведена на рисунке 1.1. Спутниковый снимок
района расположения объектов приведен на рисунке 1.2., Карта-схема с ИЗА приведена на
рисунке 1.3.
Предложения жителей:
• • Для предприятий I категории опасности (в том числе горных карьеров открытого типа) минимальная санитарно-защитная зона (СЗЗ) составляет 1000 м (пункты 10–12 Санитарных правил № ҚР ДСМ-2 от 11.01.2022 г.).
• • Поскольку часть жилых домов находится в диапазоне 950–1000 м, фактически граница СЗЗ пересекает жилую территорию.
• • Это означает, что при начале горных работ влияние пыли, шума и вибрации распространится на дома посёлка, что делает проживание санитарно небезопасным.
•
• Фактическое расстояние между Северным карьером месторождения «Элеваторное» и жилой застройкой посёлка Пригородный составляет:
• от 950 до 1100 метров по прямой
(в отдельных точках менее 1 км, что нарушает требования Санитарных правил № ҚР ДСМ-2
• Отчёт ОВОС, где указано 1,8 км, содержит завышенные значения и не отражает реальную ситуацию.
• При таких фактических расстояниях необходимо:
1. Признать расчёты ОВОС недостоверными;
2. Обязать недропользователя провести новую топографическую съёмку и санитарно-гигиеническую оценку;
3. Рассмотреть вопрос о расселении жителей .
Учитывая вышеизложенное, отчёт ОВОС по проекту Элеваторного месторождения не соответствует требованиям законодательства Республики Казахстан и не может считаться достоверным документом. Использование ситуационной схемы и космоснимков без топографической основы, игнорирование официальных границ населённого пункта и завышение расстояний свидетельствуют о фальсификации пространственных данных. Согласно ст. 83 Экологического кодекса РК, государственная экологическая экспертиза не может быть положительной при наличии недостоверных данных. Проект должен быть направлен на доработку, а его реализация приостановлена до уточнения границ посёлка, проведения новой топосъёмки и пересчёта СЗЗ.
Фактическое нахождение жилых домов в радиусе менее 1000 м от границы карьера создаёт угрозу здоровью и жизни людей. В соответствии с п. 12 Санитарных правил № ҚР ДСМ-2 недропользователь обязан обеспечить переселение населения или изменить технологию добычи, исключающую вредное воздействие.
Карты ОВОС не соответствуют требуемому масштабу, не имеют координатной основы и не показывают реальное положение населённого пункта и водных объектов. Фактическое расстояние от Северного карьера до жилой застройки составляет 950–1100 метров вместо указанных 1,8 км, что означает пересечение санитарно-защитной зоны с жилой территорией. Расстояние до реки Шортанды завышено на около 1 км. Эти искажения делают материалы ОВОС нелегитимными, а проект добычи золота — экологически небезопасным для населения. До проведения новой топографической съёмки и повторной оценки воздействия проект не должен быть реализован, а жители посёлка Пригородный подлежат санитарной защите и расселению в безопасные района.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ:
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РАЗРАБОТЧИКОМ ОВОС И НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ
ДЛЯ КОРРЕКТНОГО РАСЧЁТА САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ (СЗЗ).
В целях обеспечения достоверности данных, объективной оценки воздействия на окружающую среду и защиты населения, проживающего в зоне влияния объекта I категории опасности, разработчик отчёта ОВОС и недропользователь обязаны представить полный комплект исходных данных, необходимых для корректного расчёта и обоснования санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в соответствии со статьями 69, 70, 226 Экологического кодекса Республики Казахстан, пунктами 9–12 Правил проведения ОВОС (приказ МЭГПР № 280 от 30.07.2021 г.) и пунктами 10–14 Санитарных правил № ҚР ДСМ-2 от 11.01.2022 г.
1. Топографо-геодезические материалы
1.1. Топографическая съёмка территории размещения промышленного объекта и прилегающей жилой зоны в масштабе не менее 1:10 000, выполненная в государственной системе координат (WGS-84 или СК-42 / Казахстан-2020).
1.2. Векторные файлы (SHP, DXF, KML или KMZ), содержащие:
– границы промышленной площадки (карьера, отвалов, дробильно-сортировочных установок, складов ВВ, административных зданий);
– границы существующих жилых и общественных зданий посёлка;
– дороги, инженерные коммуникации, водоёмы, скважины, колодцы, линии электропередач, рельеф.
1.3. Отдельный слой (или файл) с точными координатами угловых точек карьера и границ населённого пункта.
2. Картографические и кадастровые данные
2.1. Копия землеустроительного проекта посёлка (утверждённого акиматом) с координатами внешнего контура и кадастровыми номерами участков.
2.2. Выписка из Государственного земельного кадастра о границах населённого пункта и прилегающих земель.
2.3. Схема размещения объекта в системе ГИС (Qoldau, eGov, Госкадастр) с привязкой к кадастровым точкам.
2.4. Спутниковый снимок высокой детализации (Google Earth, Sentinel-2) с нанесёнными объектами, масштабом и координатной сеткой.
Сведения о поверхностных и подземных водах: координаты русел рек, скважин, колодцев, водоохранных зон и санитарных полос.
. Перечень объектов проживания и пребывания населения в радиусе 2 км: жилые дома, школы, детские сады, ФАПы, зоны отдыха.
4. Документальные подтверждения и согласования
4.1. Копия постановления акимата об утверждении или изменении границ населённого пункта.
4.2. Согласование границ СЗЗ с санитарно-эпидемиологической службой (ДСЭК).
4.3. При наличии — ранее выданное санитарно-гигиеническое заключение или акт обследования территории.
4.4. Данные производственного контроля (мониторинга воздуха, шума, пыли) за последние 12 месяцев.
5. Требования к результату расчёта
После предоставления указанных исходных данных разработчик ОВОС обязан:
• провести геодезический расчёт расстояний от внешней границы промышленной площадки до ближайших жилых домов,
• построить карту санитарно-защитной зоны в масштабе 1:10 000 с обозначением домов, школ, дорог и водных объектов,
• обосновать соответствие или несоответствие нормативным размерам СЗЗ,
• при выявлении жилых домов в пределах зоны 1000 м представить мероприятия по переселению населения или технологическому переоснащению объекта.
6. Цель предоставления данных
Предоставление указанных материалов необходимо для:
• обеспечения достоверности картографических данных отчёта ОВОС,
• исключения искажений в расчётах расстояний,
• корректного определения границ санитарно-защитной зоны,
• защиты жизни и здоровья жителей посёлка Пригородный, оказавшихся в зоне воздействия промышленного объекта I категории.
Без представления указанного комплекта данных и топографической съёмки расчёт санитарно-защитной зоны не может считаться достоверным, а материалы отчёта ОВОС — соответствующими требованиям законодательства Республики Казахстан. До предоставления и проверки исходных данных расчёт СЗЗ и выдача положительного заключения государственной экологической экспертизы считаются преждевременными.