Вопрос:Здравствуйте, партия Байтак, вопросы:
1. Согласно заключению отчета о возможных воздействиях, в 2026 году выбросы должны составить 7,64 т/год. Однако в проекте НДВ нормативы на 2026 год установлено в количестве 667,2984123 т/год, тем самым нарушены требования п.4 ст.39 Экологического Кодекса, нормативы эмиссий устанавливаются по отдельным стационарным источникам, относящимся к объектам I и II категорий, на уровнях, не превышающих соответствующих предельных значений, указанных в заключении по результатам оценки воздействия на окружающую среду. Таким образом, количества выбросов, указанные в НДВ намного превышают значений, отраженных в заключение к отчету о воздействиях.
2. Аналогичные замечания по другим годам.
3. На 2026 год выявлено 176 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе 127 – организованных. Нормативы установлены расчетно-балансовым методом. Но, по требованиям п.12 Методики по определению нормативов эмиссий, расчетные методы применяются для неорганизованных источников вредных выбросов, а для организованных источников инструментальный метод является превалирующим. Поэтому, нормативы для организованных источников необходимо установить по результатам лабораторных исследований.
4. По требованиям п.5 ст.39 Экологического Кодекса, нормативы эмиссий на период эксплуатации объекта, в том числе при внесении в деятельность существенных изменений, рассчитываются и обосновываются в виде отдельного документа – проекта нормативов эмиссий (проекта нормативов допустимых выбросов, проекта нормативов допустимых сбросов), который разрабатывается в привязке к соответствующей проектной документации для эксплуатации объекта.
Нормативы эмиссий на период строительно-монтажных работ и работ по рекультивации и (или) ликвидации рассчитываются и обосновываются в составе раздела "Охрана окружающей среды", который разрабатывается в привязке к соответствующей проектной документации.
Но, тем не менее, в проект НДВ включены источники на период рекультивации, о чем свидетельствуют источники №6151, 6152 и 6153 (Рекультивация Старого хвостохранилища, зоны обрушения и т.п.). Тем самым грубо нарушены требования п.5 указанной статьи.
5. Также не представлен план горных работ.
6. Почему в проект НДВ включены несколько объектов, размещенные на разных площадках? Например: Обогатительная фабрика, Тишинский рудник, Риддер-Сокольный рудник, Долинное месторождение и т.п. По требованиям п.3 ст.12 Экологического Кодекса, в отношении объектов І и II категорий термин "объект" означает стационарный технологический объект (предприятие, производство), в пределах которого осуществляются один или несколько видов деятельности, указанных в разделе 1 (для объектов І категории) или разделе 2 (для объектов II категории) приложения 2 к настоящему Кодексу, а также технологически прямо связанные с ним любые иные виды деятельности, которые осуществляются в пределах той же промышленной площадки, на которой размещается такой объект. По нормам п.3 ст.106 Кодекса, Экологическое разрешение выдается на эксплуатацию каждого отдельного объекта I и II категорий и (или) проведение строительно-монтажных работ I и II категорий, работ по рекультивации и (или) ликвидации I и II категорий.
Следовательно, разрешение должно быть получено на каждый отдельно стоящий объект в отдельности, а не совокупно.
7. В проекте применены Акты проверки эффективности пылеочистных оборудований, датированные 2023 годом. По требованиям п.13 Методики по определению нормативов эмиссий, на этапе проведения инвентаризационного обследования источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, проводится обследование источников по результатам которых определяются загрязняющие вещества и источники их выброса, устанавливается эффективность работы пылегазоочистного оборудования. Данные о характеристиках источников выделения и загрязнения атмосферы, наличии газоочистных и пылеулавливающих установок и их параметрах приводятся по состоянию на день начала инвентаризации, а данные о количестве выбрасываемых и улавливаемых вредных веществ, коэффициенте обеспеченности газоочисткой, затратах на газоочистку приводятся за предыдущий год. Поэтому, в проекте должны быть использованы Акты проверки эффективности пылеочистных оборудований за 2024 год.
8. В ПУО отражены отходы – Отработанные Нефтепродукты. Однако в проекте НДВ не установлены нормативы для процессов образования этих отходов и их временного хранения, которые сопровождаются выбросами углеводородов.
9. Аналогичное замечание по отработанным маслам и масляным, топливным фильтрам.
10. Также отражены отходы виде тары из под лакокрасочных материал. Однако в проекте отсутствуют нормативы для лакокрасочных работ. Поэтому данный вид отходов необходимо исключить с ПУО.
11. Почему слушания проводятся только в г.Риддер, тогда как проектом рассматриваются объекты размещенные в удалений от г.Риддер?
По требованиям правил проведения общественных слушаний, слушания должны проводиться в каждом населенном пункте, которые попадают под воздействие данных объектов.
12. План мероприятий при НМУ не согласован с уполномоченным органов в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями пп.9.1 п.9 Приложения 3 Методики по определению нормативов эмиссий, согласно которому план должен быть согласован заблаговременно.
13. На основании изложенного, считаю, что проектные материалы должны быть доработаны, а слушания - перенесены до устранения замечании.
Остальные вопросы онлайн, либо на единственном Казахстанском экологическом телеграмм канале https://t.me/kvest_kz
Ответ:1. Пояснения сразу по 1 и 2 вопросу, который звучит – «Аналогичные замечания по другим годам», по сути это одинаковые вопросы. Указанное значение запрашиваемых нормативов выбросов в количестве 667,2984123 тонн на 2026 год не превышает, а отражает суммарные выбросы оператора от всех источников, в том числе и от новых, которые отражены в Заключении к Отчету о воздействиях на ПГР в количестве 7,64 тонн на 2026 год. Аналогичная ситуация и по другим годам. Кроме того, нормативы выбросов по каждому отдельному стационарному источнику и нормируемому ингредиенту приведены в таблице 3.5 Тома 1 НДВ по годам, в соответствии с требованиями Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду. Нарушений требований экологического законодательства нет.
2. Ответ по данному замечанию представлен выше – в пункте № 1
3. Согласно проекту НДВ нормативы допустимых выбросов на 2026 год установлены для 176 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе 127 – организованных и 49 – неорганизованных. Нормативы на 74 основных организованных источниках установлены на основании результатов лабораторных исследований за 2022-2024 годы. На остальных 53 источниках вспомогательных участков (сварочные посты, заточные станки, насосное оборудование и т.п.) нормативы установлены расчетным методом. Для таких источников характерна неравномерность работы, вследствие чего выброс, осуществляемый через системы общеобменной вентиляции, также является неравномерным во времени, что исключает возможность получения достоверных сведений по результатам инструментальных замеров и, в итоге нормирование выбросов через инструментальные замеры лишь приведет к искажению нормативов допустимых выбросов.
4. В 2020 году при разработке проекта НДВ на 2021-2030 годы были включены следующие источники:
в соответствии с проектом «ТОО «Казцинк». РГОК. Старое хвостохранилище. Рекультивация. Технический этап» (заключение ГЭЭ №KZ64VDC0044509 от 23.12.2015 г.) добавлен новый источник - №6151;
в соответствии с проектом «Рекультивация зоны обрушения земной поверхности (технический этап) на западном фланге Тишинского месторождения Риддерского горно-обогатительного комплекса (РГОК) ТОО «Казцинк». Корректировка» (заключение ГЭЭ №KZ77VDC00052229 от 31.08.2016 г.) добавлен источник №6152;
в соответствии с проектом «Риддер-Сокольный рудник. Складирование промпродуктов в зону обрушения II юго-западной залежи РСМ. Рекультивация. Риддерский горно-обогатительный комплекс ТОО «Казцинк»» (корректировка) (разрешение на эмиссии в окружающую среду и заключение ГЭЭ №KZ21VCZ00495489 от 4.11.2019 г.) добавлен источник №6153.
Требования п.5 статьи 39 ЭК РК не нарушены, так как вышеуказанные источники являются действующими источниками на период эксплуатации ПП г.Риддер ВК ГОК и нормативы установлены в проекте НДВ.
5. «План горных работ по отработке песков Чашинского хвостохранилища Обогатительной фабрики ПП г. Риддер ВК ГОК ТОО «Казцинк» вместе с Отчетом о возможных воздействиях был рассмотрен ранее на общественных слушаниях и прошел ГЭЭ. Представленный РООС является проектной документацией и содержит всю информацию, согласованную ранее с ГЭЭ по Плану горных работ. Если у ГЭЭ будут замечания, мы приложим План горных работ.
6. Вышеуказанные объекты являются структурными подразделениями ПП г.Риддер ВК ГОК и являются технологически связанными объектами так как, добытые на рудниках твердые полезные ископаемые обогащаются на обогатительной фабрике.
Обогатительная фабрика и рудники ПП г.Риддер ВК ГОК согласно п.п. 3.1 раздела 1 приложения 2 ЭК РК «добыча и обогащение твердых полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых» относится к объектам I категории оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.33 «Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду» при наличии в пределах одной административно-территориальной единицы двух или более объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, относящихся к одной категории, принадлежащих одному оператору, проект нормативов допустимых выбросов может разрабатываться в целом, по усмотрению оператора.
7. В проекте НДВ приложены акты эффективности за период 2022-2024 годы. Но при разработке проекта НДВ учитывались данные из актов эффективности пылеочистных оборудований за 2024 год.
8. Поясню сразу по данному вопросу и по вопросу № 9, который звучит – «Аналогичное замечание по отработанным маслам и масляным, топливным фильтрам».
Согласно ПУО отходы отработанных нефтепродуктов образуются при зачистке резервуаров с ГСМ и сборе пленки нефтепродуктов (на локальных очистных сооружениях ливневых стоков), отработанные масла и отработанные фильтры масляные образуются при обслуживании оборудования, транспорта и техники.
Касательно отработанных нефтепродуктов поясняю: зачистка закрытых резервуаров осуществляется периодически (при необходимости) и кратковременно, т.е. это не регулярный технологический процесс, а разовый кратковременный процесс не постоянного характера, направленный на извлечение небольшого количества нефтешламов для их дальнейшей передачи на утилизацию, технически и физически данный процесс исключает наличие выбросы углеводородов, т.к. процесс испарения углеводородов требует значительного длительного времени с открытой поверхности, что в данных условиях отсутствует.
Аналогично, также исключаются выбросы и в процессе сбора пленки нефтепродуктов, а также при сборе отработанных масел и отработанных фильтров, , т.к. данные процессы осуществляются оперативно и своевременно (в случае их возникновения).
В соответствии с ПУО (таблица 2, стр. 24-25), отработанные нефтепродукты, а также отработанные масла и отработанные фильтры временно хранятся в герметичных ёмкостях, отдельно от других отходов, сроком не более 6 месяцев, с последующей передачей специализированным организациям. Герметичная тара исключает испарение и выбросы углеводородов на период временного хранения.
Учитывая отсутствие источников выбросов на всех этапах обращения с отходами, нормативы выбросов для данных операций в проекте НДВ не устанавливаются.
Непосредственно сами процессы использования ГСМ (налив и хранение) учтены и соответствующие источники занормированы в представленном НДВ (ИЗА №№ 6014, 6015, 6016, 6018, 0017, 0021, 0022, 0023).
9. Ответ по данному замечанию представлен выше – в пункте № 8.
10. Тара из-под лакокрасочных материалов образуется в процессе выполнения строительно-монтажных работ. Нормативы лимитов накопления для данного отхода отражены в таблицах 12.2 и 12.4 представленной ПУО. В связи с чем предложение по исключению данного вида отхода из ПУО не имеет оснований.
По проекту План горных работ по отработке песков Чашинского хвостохраниолища обогатительной фабрики промышленной площадки г.Риддер ВК ГОК ТОО «Казцинк» в период строительно-монтажных работ занормированы выбросы от покрасочных работ на источнике ИЗА №7001.
По проекту Расширения действующих очистных сооружений Риддер-Сокольного месторождения для очистки шахтных вод Риддер-Сокольного и Долинного рудников и оборотной воды обогатительной фабрики РГОК . 1 пусковой комплекс. В период строительно-монтажных работ занормированы выбросы от покрасочных работ на источнике ИЗА №6003.
11. Общественные слушания проводятся в городе Риддер, поскольку структурные подразделения Промышленной площадки г.Риддер ВК ГОК ТОО «Казцинк», расположены в пределах одной административно-территориальной единицы, город Риддер, что соответствует требованиям п.7 Правил проведения общественных слушаний.
Кроме того, место проведения общественных слушаний было согласовано с местным исполнительным органом. Замечание о необходимости проведения общественных слушаний в каждом населенном пункте является не обоснованным.
12. План мероприятий Промышленной площадки г.Риддер Восточно-Казахстанского горно-обогатительного комплекса ТОО «Казцинк» по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий на 2026-2035 годы направлен в РГУ «Департамент экологии по Восточно-Казахстанской области КЭРК МЭПР РК» 19.11.2025, в настоящее время находится на согласовании.
13. На основании вышеизложенного, отмечаем, что оснований для переноса общественных слушаний нет.
Объявление о проведении слушаний было опубликовано в установленные законодательством РК сроки и без нарушений требований, предусмотренных Правилами проведения общественных слушаний. Сроки, место и формат общественных слушаний соответствуют законодательным требованиям.
970140000211
11/28/2025 16:19:30
Вопрос:
Промышленная площадка г. Риддер ВК ГОК ТОО «Казцинк» направляет ответы на замечания Оразалинова Ержана
1. Пояснения сразу по 1 и 2 вопросу, который звучит – «Аналогичные замечания по другим годам», по сути это одинаковые вопросы. Указанное значение запрашиваемых нормативов выбросов в количестве 667,2984123 тонн на 2026 год не превышает, а отражает суммарные выбросы оператора от всех источников, в том числе и от новых, которые отражены в Заключении к Отчету о воздействиях на ПГР в количестве 7,64 тонн на 2026 год. Аналогичная ситуация и по другим годам. Кроме того, нормативы выбросов по каждому отдельному стационарному источнику и нормируемому ингредиенту приведены в таблице 3.5 Тома 1 НДВ по годам, в соответствии с требованиями Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду. Нарушений требований экологического законодательства нет.
2. Ответ по данному замечанию представлен выше – в пункте № 1
3. Согласно проекту НДВ нормативы допустимых выбросов на 2026 год установлены для 176 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе 127 – организованных и 49 – неорганизованных. Нормативы на 74 основных организованных источниках установлены на основании результатов лабораторных исследований за 2022-2024 годы. На остальных 53 источниках вспомогательных участков (сварочные посты, заточные станки, насосное оборудование и т.п.) нормативы установлены расчетным методом. Для таких источников характерна неравномерность работы, вследствие чего выброс, осуществляемый через системы общеобменной вентиляции, также является неравномерным во времени, что исключает возможность получения достоверных сведений по результатам инструментальных замеров и, в итоге нормирование выбросов через инструментальные замеры лишь приведет к искажению нормативов допустимых выбросов.
4. В 2020 году при разработке проекта НДВ на 2021-2030 годы были включены следующие источники:
в соответствии с проектом «ТОО «Казцинк». РГОК. Старое хвостохранилище. Рекультивация. Технический этап» (заключение ГЭЭ №KZ64VDC0044509 от 23.12.2015 г.) добавлен новый источник - №6151;
в соответствии с проектом «Рекультивация зоны обрушения земной поверхности (технический этап) на западном фланге Тишинского месторождения Риддерского горно-обогатительного комплекса (РГОК) ТОО «Казцинк». Корректировка» (заключение ГЭЭ №KZ77VDC00052229 от 31.08.2016 г.) добавлен источник №6152;
в соответствии с проектом «Риддер-Сокольный рудник. Складирование промпродуктов в зону обрушения II юго-западной залежи РСМ. Рекультивация. Риддерский горно-обогатительный комплекс ТОО «Казцинк»» (корректировка) (разрешение на эмиссии в окружающую среду и заключение ГЭЭ №KZ21VCZ00495489 от 4.11.2019 г.) добавлен источник №6153.
Требования п.5 статьи 39 ЭК РК не нарушены, так как вышеуказанные источники являются действующими источниками на период эксплуатации ПП г.Риддер ВК ГОК и нормативы установлены в проекте НДВ.
5. «План горных работ по отработке песков Чашинского хвостохранилища Обогатительной фабрики ПП г. Риддер ВК ГОК ТОО «Казцинк» вместе с Отчетом о возможных воздействиях был рассмотрен ранее на общественных слушаниях и прошел ГЭЭ. Представленный РООС является проектной документацией и содержит всю информацию, согласованную ранее с ГЭЭ по Плану горных работ. Если у ГЭЭ будут замечания, мы приложим План горных работ.
6. Вышеуказанные объекты являются структурными подразделениями ПП г.Риддер ВК ГОК и являются технологически связанными объектами так как, добытые на рудниках твердые полезные ископаемые обогащаются на обогатительной фабрике.
Обогатительная фабрика и рудники ПП г.Риддер ВК ГОК согласно п.п. 3.1 раздела 1 приложения 2 ЭК РК «добыча и обогащение твердых полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых» относится к объектам I категории оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.33 «Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду» при наличии в пределах одной административно-территориальной единицы двух или более объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, относящихся к одной категории, принадлежащих одному оператору, проект нормативов допустимых выбросов может разрабатываться в целом, по усмотрению оператора.
7. В проекте НДВ приложены акты эффективности за период 2022-2024 годы. Но при разработке проекта НДВ учитывались данные из актов эффективности пылеочистных оборудований за 2024 год.
8. Поясню сразу по данному вопросу и по вопросу № 9, который звучит – «Аналогичное замечание по отработанным маслам и масляным, топливным фильтрам».
Согласно ПУО отходы отработанных нефтепродуктов образуются при зачистке резервуаров с ГСМ и сборе пленки нефтепродуктов (на локальных очистных сооружениях ливневых стоков), отработанные масла и отработанные фильтры масляные образуются при обслуживании оборудования, транспорта и техники.
Касательно отработанных нефтепродуктов поясняю: зачистка закрытых резервуаров осуществляется периодически (при необходимости) и кратковременно, т.е. это не регулярный технологический процесс, а разовый кратковременный процесс не постоянного характера, направленный на извлечение небольшого количества нефтешламов для их дальнейшей передачи на утилизацию, технически и физически данный процесс исключает наличие выбросы углеводородов, т.к. процесс испарения углеводородов требует значительного длительного времени с открытой поверхности, что в данных условиях отсутствует.
Аналогично, также исключаются выбросы и в процессе сбора пленки нефтепродуктов, а также при сборе отработанных масел и отработанных фильтров, , т.к. данные процессы осуществляются оперативно и своевременно (в случае их возникновения).
В соответствии с ПУО (таблица 2, стр. 24-25), отработанные нефтепродукты, а также отработанные масла и отработанные фильтры временно хранятся в герметичных ёмкостях, отдельно от других отходов, сроком не более 6 месяцев, с последующей передачей специализированным организациям. Герметичная тара исключает испарение и выбросы углеводородов на период временного хранения.
Учитывая отсутствие источников выбросов на всех этапах обращения с отходами, нормативы выбросов для данных операций в проекте НДВ не устанавливаются.
Непосредственно сами процессы использования ГСМ (налив и хранение) учтены и соответствующие источники занормированы в представленном НДВ (ИЗА №№ 6014, 6015, 6016, 6018, 0017, 0021, 0022, 0023).
9. Ответ по данному замечанию представлен выше – в пункте № 8.
10. Тара из-под лакокрасочных материалов образуется в процессе выполнения строительно-монтажных работ. Нормативы лимитов накопления для данного отхода отражены в таблицах 12.2 и 12.4 представленной ПУО. В связи с чем предложение по исключению данного вида отхода из ПУО не имеет оснований.
По проекту План горных работ по отработке песков Чашинского хвостохраниолища обогатительной фабрики промышленной площадки г.Риддер ВК ГОК ТОО «Казцинк» в период строительно-монтажных работ занормированы выбросы от покрасочных работ на источнике ИЗА №7001.
По проекту Расширения действующих очистных сооружений Риддер-Сокольного месторождения для очистки шахтных вод Риддер-Сокольного и Долинного рудников и оборотной воды обогатительной фабрики РГОК . 1 пусковой комплекс. В период строительно-монтажных работ занормированы выбросы от покрасочных работ на источнике ИЗА №6003.
11. Общественные слушания проводятся в городе Риддер, поскольку структурные подразделения Промышленной площадки г.Риддер ВК ГОК ТОО «Казцинк», расположены в пределах одной административно-территориальной единицы, город Риддер, что соответствует требованиям п.7 Правил проведения общественных слушаний.
Кроме того, место проведения общественных слушаний было согласовано с местным исполнительным органом. Замечание о необходимости проведения общественных слушаний в каждом населенном пункте является не обоснованным.
12. План мероприятий Промышленной площадки г.Риддер Восточно-Казахстанского горно-обогатительного комплекса ТОО «Казцинк» по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий на 2026-2035 годы направлен в РГУ «Департамент экологии по Восточно-Казахстанской области КЭРК МЭПР РК» 19.11.2025, в настоящее время находится на согласовании.
13. На основании вышеизложенного, отмечаем, что оснований для переноса общественных слушаний нет.
Объявление о проведении слушаний было опубликовано в установленные законодательством РК сроки и без нарушений требований, предусмотренных Правилами проведения общественных слушаний. Сроки, место и формат общественных слушаний соответствуют законодательным требованиям.